Подготовка велосипеда к летнему сезону
Подготовка велосипеда к летнему сезону
Пришло время следующего сезона катания, а это значит, что пора взять свой велосипед, тщательно проверить его, очистить от пыли, смазать и отправиться в путь, чтобы насладиться новыми километрами, поправляя свое здоровье и получая удовольствие.

Если вы правильно подготовили свой велосипед к зимнему хранению в теплом гараже или на складе, распаковать его не составит труда. Просто проверьте все компоненты и узлы, смажьте цепь, накачайте шины, натяните тросы, и все готово.

Однако, если ваш велосипед хранился в холодных помещениях или на балконе, потребуется больше работы.

Следует оценить необходимые действия для каждого компонента велосипеда.

Изначально рекомендуется удалить пыль со всех частей велосипеда, включая раму, колеса, руль и седло. Предпочтительнее работать с чистым велосипедом.
Подготовка велосипеда к летнему сезону
Осмотр рамы имеет большое значение. Крайне важно тщательно осмотреть раму на наличие серьезных вмятин, глубоких царапин или трещин. Трещины могут привести к поломке и травме во время поездки; таким образом, рекомендуется проводить такие проверки регулярно и в течение всего сезона.

Трещины на раме велосипеда:

Если у велосипеда стальная рама с трещиной, для решения вопроса лучше обратиться к сварщику или в автосервис.

Для алюминиевой рамы необходимо обратиться к специалисту по сварке алюминия, так как обычные сварщики не смогут ее починить.

Что касается глубоких трещин, расслоений или серьезных вмятин на карбоновой раме, то лучше избегать ее ремонта. Хотя некоторые специалисты утверждают, что могут починить любую раму, безопаснее не рисковать. Однако некоторые люди могут рискнуть, если захотят.

Для велосипеда с титановой рамой особых комментариев не требуется, так как в Интернете нет информации о треснутых титановых рамах, а я никогда не видел этого сам.

Рекомендуется проверять стальные рамы на наличие ржавчины, особенно если велосипед зимой находился во влажном помещении или подвергался воздействию воды. При наличии ржавчины лучше сразу удалить ее и закрасить пораженный участок, чтобы предотвратить появление ржавчины в будущем.
Подготовка велосипеда к летнему сезону
Осмотрите колесо, изучив, как оно закреплено в каплях и как оно вращается. Возьмитесь за края колеса и потрясите его вдоль продольной оси, чтобы убедиться в отсутствии люфта.

Как проверить и устранить люфт на велосипедных колесах

Во время движения колесо не должно скрипеть, стучать, ударяться о раму, вилку или другие детали велосипеда. Он должен вращаться вокруг продольной оси без каких-либо виляний, свободно и бесшумно.

Если из втулок исходят посторонние шумы, возможно, требуется их чистка и смазка. Делать это без опыта и знаний не рекомендуется. Велосипед лучше отнести к специалистам в сервис или купить новое колесо.
Подготовка велосипеда к летнему сезону
Вот как проверить спицы в велосипедном колесе:

Во-первых, убедитесь, что колесо не имеет формы «восьмерки», а все спицы растянуты и при нажатии издают чистый звук. Для этого пальцами проверьте натяжение каждой спицы.

Чтобы проверить звук спиц, поставьте велосипед на руль и седло, устраните внешний шум и осторожно ударьте по центру каждой спицы металлическим предметом (например, гаечным ключом или отверткой). Прислушайтесь к произведенному звуку.

Низкий и глухой звук указывает на ослабление спицы, которую необходимо подтянуть, а высокий звук указывает на то, что спица слишком растянута, и ее необходимо ослабить.

Если вы не можете различить ноты или не уверены в результатах, лучше всего обратиться за помощью в велосервис или использовать другой метод. Сожмите пальцами две соседние спицы и наблюдайте за их натягом. Если некоторые пары спиц сжаты не так, как другие, колесо необходимо подтянуть.

Чтобы затянуть спицы, используйте ключ для спиц, в качестве альтернативы можно использовать плоскогубцы или велосипедный ключ.

Наконец, для тех, кто предпочитает точность, вы можете использовать специальные инструменты, такие как механические или электронные тензодатчики, для проверки натяжения спиц.
Подготовка велосипеда к летнему сезону
Тщательно осмотрите шины и камеры, чтобы убедиться в их безопасности. Крайне важно проверить наличие трещин на шинах. На велосипедных покрышках могут образоваться трещины, если во время хранения они стояли на колесах, а температура в помещении колебалась. Подробнее об износе шин читайте в статье «Износ велосипедных шин: причины и профилактика».

Внимательно осмотрите шину на наличие торчащих проводов, трещин или признаков старения. При необходимости замените его новым. В то время как разборка колеса для проверки камеры была бы идеальной, вы можете накачать ее немного выше обычного давления (но не превышая максимум, указанный на шине) и посмотреть, значительно ли она сдуется. Если нет, камера, скорее всего, в хорошем состоянии.

Убедитесь, что соски не искривлены и не пропускают воздух, смазывая их слюной и наблюдая, не появляются ли пузырьки воздуха.

Если за зиму шина затвердела, ее можно смягчить, протерев тряпкой, смоченной соком половинки лимона. Эта лимонная кислота смягчает резину и улучшает сцепление, но только на чистой резине.
Подготовка велосипеда к летнему сезону
Как приготовить трансмиссию

Если вы хотите обслуживать систему трансмиссии вашего велосипеда, вам необходимо регулярно осматривать и чистить ее. Система состоит из звездочек (передних), кассет (задних звездочек), цепи и переключателей. Для начала переключите передачи и убедитесь, что тросы работают правильно. Если кабели заржавели, можно удалить белое покрытие, нанеся на оболочки WD40.

Затем проверьте наличие повреждений или износа роликов заднего переключателя и убедитесь, что цепь не касается скобы переключателя. Также осмотрите переключатели на наличие грязи и ржавчины и при необходимости очистите их.

Если цепь изношена, замените ее перед новым сезоном. Вы можете следовать инструкции в статье "Износ велосипедной цепи. Что это такое и как измерить износ велосипедной цепи". Чтобы правильно смазать цепь, обратитесь к статье «Как правильно мыть и смазывать велосипедную цепь».

Наконец, покрутите педали и прислушайтесь к любым необычным звукам. Цепь должна издавать тихий «шорох» или «чириканье», не скрипеть и не издавать посторонних звуков.

Подготовка велосипеда к летнему сезону
Проверка и подготовка тормозов.

Начнем с проверки вибрейков (V-brake). Эта процедура довольно проста. Сначала нужно проверить состояние тормозных колодок. Если они изношены на две трети и более, то лучше заменить их на новые. На колодках обычно есть контрольные пазы, которые помогают определить, когда следует их заменить.

Обратите внимание на то, чтобы колодки отходили от колеса на одинаковое расстояние и прикасались к нему одновременно при нажатии на ручку тормоза. Также, как и с тросиками трансмиссии, нужно проверить, не заржавели ли тросики. Если они выглядят не в лучшем виде, лучше заменить их на новые. Следующий шаг - проверить, как работают тормоза при нажатии на ручки. Если есть большой свободный ход, нужно подтянуть тросики. Ручка при нажатии не должна касаться руля. Также нужно проверить, не повело ли колесо на восьмерку. Если колесо имело "восьмерку" в предыдущем сезоне и вы ее не заметили, то теперь точно заметите. Посмотрите, насколько изношены обода. Если на ободе есть контрольная борозда, то по ней можно оценить его изношенность. Если она уже плохо просматривается, нужно менять обод.


При проверке дисковых тормозов нужно выполнить первые три пункта, как и при проверке вибрейков. Толщина колодок должна быть не менее 1 мм, если тоньше - их нужно заменить. Далее проверьте ротор, он должен быть ровным и при вращении колеса не должно быть никакого биения. Убедитесь, что пружинки, которые разжимают колодки, не касаются места контакта с диском.

Если на вашем велосипеде установлены гидравлические дисковые тормоза, внимательно посмотрите, нет ли подтеков тормозной жидкости. Если есть проблемы с гидравликой, лучше обратиться в сервисный центр. Ремонт гидравлических тормозов требует специальных знаний и оборудования. Если ваш велосипед хранился в подвешенном состоянии, то мог попасть воздух в тормозную систему. Если в помещении для хранения было влажно, то тормозная жидкость могла вобрать в себя влагу. Если так, то нужно будет делать прокачку системы. Учтите, что нажимать на ручки тормозов гидравлических тормозов при перевернутом вверх ногами велосипеде нельзя, так как в гидролинию могут попасть пузырьки воздуха и придется, опять же, прокачивать всю систему.

Ножные или барабанные тормоза являются самыми простыми и надежными. Вам нужно проверить, работают ли они или нет. Если все в порядке, то проблем не будет. Если они не работают, то, скорее всего, придется менять заднее колесо. Хотя случаи, когда они перестают работать, достаточно редки. Учтите, что замена только задней втулки или ее переборка - не самая простая операция, в то время как купить новое колесо может быть проще.
Подготовка велосипеда к летнему сезону
Проверка шатунов и педалей.

Проверьте, что бы на шатунах и педалях не было люфтов ни в продольной, ни в поперечных плоскостях. Вращаться они должны плавно, без рывков, не скрипеть. При необходимости смажьте их.

Седло
Прежде всего посмотрите на надежность крепления седла и его настройку. Особенно это касается детских велосипедов. Ведь ребенок за зиму немного подрос, и кататься на неотрегулированном велике ему будет не удобно.

Как настраивать седло описано в статье «Подбор и регулировка велосипедного сидения».

Руль
Самое главное проверьте положение руля. Он должен быть строго перпендикулярен переднему колесу.
Удостоверьтесь, что он поворачивается плавно, и при этом нет никаких люфтов, хорошо ли затянуты болты крепления выноса руля, рулевой колонки. Руль не должен двигаться в креплении на выносе.
Если руль крепиться в выносе 4-мя болтами (часто это на детских и подростковых моделях), то их лучше подкручивать по очереди, по диагонали, как показано на рисунках.

Как подкручивать болты на выносе руля с четырех болтовым креплением
Сядьте на седло и проверьте, правильно ли настроена высота руля, комфортно ли Вы себя чувствуете.
Хорошо ли закреплены ручки переключения скоростей и тормозов, удобно ли за них браться.
Если грипсы на руле прокручиваются, то их нужно снять, тщательно протереть поверхность руля под ними и сами грипсы изнутри. Дать им как следует высохнуть, обезжирить и затем снова одеть на место. Что делать, что бы зафиксировать грипсы на руле, более подробно описано в статье «Как выбрать грипсы на велосипедный руль».
Если установлены рога, проверьте угол их установки и крепление на руле.
Амортизационная вилка
Проверьте, как она работает вообще – слегка «попрыгайте» на ней.

Для любой вилки нужно обильно смазать ноги, не забыв их представительно протереть от пыли, смазкой (можно силикатным или тефлоновым спреем) и опять же «попрыгав» на ней.

Её обслуживание зависит от типа вилки. У пружинных и пружинно-эластомерных нужно промазать зазор между ногами и штанами. У масляных и воздушно-масляных нужно 1-2 раза в год менять демпфирующее масло, воздушных - подкачивать давление воздуха.

Если обнаружились какие-либо проблемы лучше сразу обращаться в веломастерскую.

Болты и гайки
В заключении рекомендуем проверить и подкрутить все болты, гайки, эксцентрики, чтобы они не болтались и не имели никаких люфтов.

В конце для проверки возьмете велосипед двумя руками за руль и седло и потрясите его. Если он не издает никаких лишних звуков, щелчков, скрипов – значит все подтянуто и ничего не болтается.

Если Вы все проверили и считаете, что все отлично – катайтесь. Если есть сомнения лучше обратиться в веломастерскую и пусть там все проверят и подстроят.